Репродуктивный потенциал пар старшего репродуктивного возраста, переживших тяжелую утрату детей в результате военных действий
Татевик Киракосян 1,*, Эдуард Амбарцумян1,2
¹Клиника репродуктивной медицины “Fertility Center”.
²Национальный институт здравоохранения, Кафедра репродукции человека (Ереван, Армения)
Абстракт
Введение. Целью нашего исследования был анализ репродуктивных исходов пар, которые потеряли сыновей во время войны и обратились в клинику ВРТ с целью снова стать родителями.
Материалы и методы. В клинике репродукции человека Fertility Center был проведён ретроспективный анализ репродуктивных исходов пар, потерявших сыновей во время войны. С начала 2021 года по 2024 год в наш центр обратились 252 пары. ЭКО было проведено 215 из них. 83 пары использовали собственные яйцеклетки, а 132 пары — донорские. Средний возраст женщин в первой группе составил 42,4 ± 5,6 лет, во второй группе — 46,3 ± 8,1 лет. В первой группе стимуляция яичников проводилась с использованием протокола антагониста или агониста. В обеих группах подготовка матки к переносу эмбриона осуществлялась с помощью ЗГТ. В ходе исследования в обеих группах изучались такие репродуктивные показатели, как клиническая беременность, выкидыши, кумулятивная частота живорождений и среднее время до наступления беременности.
Результаты. Результаты исследования показали, что из 215 пар, участвовавших в программе ЭКО, на момент анализа беременность наступила у 97 женщин (44,1%). В результате лечения методами ЭКО беременность наступила у 87 женщин (40,4%). Из общего числа беременностей 33 (34%) завершились выкидышами на ранних сроках. Кумулятивная частота живорождений в группе А, несмотря на более молодой возраст женщин, использовавших собственные яйцеклетки, оказалась крайне низкой (всего 4,9%). В обеих группах было зафиксировано 53 случая живорождения (24,6%). Среднее время до наступления беременности составило 7 ± 4,4 месяца в первой группе и 11,6 ± 4,8 месяца во второй группе.
Заключение. Мы пришли к выводу, что, несмотря на тяжёлую трагедию, переживаемую семейной парой, при наличии квалифицированной медицинской помощи, с использованием ВРТ и адекватной финансовой поддержки со стороны государства возможно достижение положительных репродуктивных исходов.
Ключевые слова: Репродуктивный потенциал, старший репродуктивный возраст, война, ЭКО, частота беременности
DOI 10.54235/27382737-2024.v4.2-58
Введение
В последние годы интерес к изучению репродуктивных исходов у пар старшего репродуктивного возраста значительно возрос, что связано как с социальными изменениями, так и с успехами вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Однако влияние стресса, особенно его тяжелых форм, таких как утрата ребёнка, на репродуктивный потенциал пар пожилого возраста изучено гораздо меньше.
После 44-дневной армяно-азербайджанской войны 2020 года в Армении был принят закон, позволяющий парам, потерявшим сыновей в ходе военных действий, воспользоваться услугами ВРТ. Более того, государство финансировало полный цикл обследований и лечения, включая оперативные вмешательства, гормональную стимуляцию яичников, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), программы с использованием донорских гамет, а также суррогатное материнство. С начала 2021 года в центры репродуктивного здоровья начали обращаться пары, потерявшие сыновей во время войны и стремящиеся вновь стать родителями.
Поскольку данные по данной теме в литературе практически отсутствуют, в этом исследовании мы предприняли попытку проанализировать результаты применения ВРТ в этой уникальной популяции и обобщить эффективность указанной государственной программы.
Материал и методы
Пациенты. С начала 2021 года до 2024 в клинику репродукции человека «Fertility Center» были поданы 252 заявки от пар, потерявших сыновей во время войны (см Таблицу 1).
27 пары не продолжили сотрудничество. Причиной явилось сочетание заболеваний, в основном тяжёлые хронические соматические заболевания и нежелание пользоваться программой суррогатного материнства (7), онкозаболевания у мужа или у жены (2), непреодолимые психологические проблемы 11), проблема с мужским бесплодием и нежеланием использовать донорскую сперму (2), нежелание использовать донорские яйцеклетки(5). 5 парам были выполнены внутриматочные инсеминации (ВМИ), из которых забеременели 2, остальные 3 были включены в программу ЭКО.
223 пары были обследованы и включены в программы ЭКО, из которых 8 женщин самостоятельно забеременели во время обследования или в период подготовки к ЭКО. Все остальные пары были разделены на 2 группы: в Группу А вошли пары (83), которым было проведено ЭКО с использованием собственных яйцеклеток. В Группу Б – пары (132), которые вошли в программу донорских яйцеклеток.
Исходные характеристики пациентов представлены в Таблице 2.
Протокол стимуляции и ЭКО
Всем пациенткам с нормальным или низким овариальным резервом стимуляцию овуляции проводили с использованием протокола антагониста гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ) или агониста ГнРГ, согласно протоколам клиники. При диаметре одного или двух фолликулов ≥16.5-18 мм для триггера овуляции вводили рекомбинантный хорионический гонадотропин человека. Аспирацию ооцитов проводили примерно через 36 часов после введения рХГЧ. Эмбрионы культивировались до 3 дня или до стадии бластоцисты, после чего проводился трансфер в матку или замораживание эмбрионов для подсадки в матку в последующих циклах, соответственно клинической ситуации. В этой группе проводилось 101 циклов ЭКО. 5 парам не проводилось трансфер эмбриона из за плохого качества эмбрионов.
Протокол подготовки матки в циклах замороженных/размороженных эмбрионов
С 3-го дня менструального цикла пациентки ежедневно получали пероральные и трансдермальные препараты эстрадиола в начальных дозах от 4 мг до 6 мг, которые при необходимости увеличивали до 8-10 мг в сутки. При толщине эндометрия ≥7-8 мм, вводили препараты микронизированного прогестерона в дозе 600 мг в сутки. 3-х дневные эмбрионы или бластоцисты размораживали и переносили на 4-й или 6-й день прайминга прогестинами соответственно.
Результаты
Результаты проведённых лабораторных, а также гормональных исследований пар, включенных в программы ВРТ, показаны в Таблице 3.
Обсуждение
Целью данного исследования было изучение репродуктивного потенциала пар старшего репродуктивного возраста, переживших тяжёлую психологическую травму, а именно потерю сына в ходе военных действий, и обратившихся в центры вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) с целью достижения беременности. В доступной литературе нам не удалось найти подобных исследований, что, вероятно, связано с уникальностью данной ситуации. Таким образом, основной задачей исследования стал не только анализ эффективности различных методов ВРТ, но и разработка оптимальных протоколов лечения с учётом специфических особенностей этих пациентов.
Для этого был проведён анализ данных 215 пар, включённых в программу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Как и ожидалось, ряд параметров репродуктивного здоровья, таких как возраст матери и показатели овариального резерва, значительно различались между двумя группами (все P < 0,05), что связано с использованием аутологичных или донорских яйцеклеток. Так, различия в овариальном резерве (АМГ: 1,3 ± 1,5 нг/мл в группе А против 0,6 ± 0,4 нг/мл в группе Б) в сочетании с более высоким возрастом женщин (42,4 ± 5,6 лет в группе А против 46,3 ± 8,1 лет в группе Б) явились ключевым критерием для выбора программы донорских яйцеклеток. Разница в возрасте, вероятно, также объясняет значительное различие в частоте использования суррогатного материнства (4 случая в группе А против 33 случаев в группе Б). Противопоказаний для проведения ЭКО не было выявлено ни в одной из групп. Решение о выборе суррогатного материнства чаще всего обусловливалось противопоказаниями к вынашиванию беременности по причине соматических и гинекологических заболеваний (гипертензия, варикозное расширение вен, множественные миомы матки, применение психотропных препаратов, несовместимых с беременностью, патология эндометрия (синдром Ашермана), отсутствие матки, сахарный диабет.
Результаты исследования показали, что из 215 пар, участвовавших в программе ЭКО в течение двух лет, на момент анализа беременность наступила у 97 женщин (44,1%). Из них 10 женщин забеременели до проведения ЭКО, в процессе лечения соматических и гормональных заболеваний (артериальная гипертензия — 1, депрессия — 2, тиреотоксикоз — 1, сахарный диабет — 1) и проведения психотерапии (1случаев), коррекции менструальной функции (1 случая), хирургического лечения внутриматочных новообразований (полипов — 3 случая). В результате лечения методами ЭКО беременность наступила у 87 (40,4%) женщин. Из общего числа беременностей 33 (34%) завершились выкидышами на ранних сроках. Как видно из таблицы 3, частота выкидышей в группе женщин, использовавших собственные яйцеклетки, была значительно выше, чем в группе женщин, использовавших донорские яйцеклетки, несмотря на более старший возраст последних. Это указывает на то, что возрастные изменения в матке могут быть компенсированы при использовании яйцеклеток от молодых доноров. Высокая частота беременности и живорождений в группе Б подтверждается данными таблицы 3. Кумулятивная частота живорождений в группе А, несмотря на более молодой возраст женщин, использовавших собственные яйцеклетки, оказалась крайне низкой (всего 4,9%). Это значительно ниже средних показателей центра для той же возрастной группы (данные не показаны), что, вероятно, связано с непреодолённым посттравматическим стрессом и депрессией как у женщин, так и у мужчин, состояние которых также оставалось неудовлетворительным (данные не приведены). В то же время в группе Б, несмотря на аналогичные проблемы со здоровьем и психологическим состоянием, а также наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя), использование донорских яйцеклеток привело к значительному увеличению частоты наступления беременности и живорождений.
В целом, в обеих группах было зафиксировано 53 случая живорождения (24,6%). У ещё 12 женщин на момент исследования имелась прогрессирующая беременность сроком от 14 до 35 недель 50 пар продолжают лечение 100 выбыли.
Мы пришли к выводу, что, несмотря на тяжёлую трагедию, переживаемую семейной парой, при наличии квалифицированной медицинской помощи, с использованием всех возможных методов репродуктивной медицины и адекватной финансовой поддержки со стороны государства, возможно достижение положительных репродуктивных исходов.
Список литературы
- Three Hundred Cycles of Oocyte Donation at the University of Southern California: Assessing the Effect of Age and Infertility Diagnosis on Pregnancy and Implantation Rates. MARK V. SAUER, 1 RICHARD J. PAULSON, 1 BETH A. ARY, 1 and ROGERIO A. LOBO 1’2. Journal of Assisted Reproduction and Genetics, Vol. 11, No. 2, 1994
- Oocyte or embryo donation to women of advanced reproductive age: an Ethics Committee opinion. Ethics Committee of the American Society for Reproductive Medicine American Society for Reproductive Medicine, Birmingham, Alabama. Fertility and Sterility® Vol. 106, No. 5, October 2016 0015-0282/$36.00 Copyright ©2016 American Society for Reproductive Medicine, Published by Elsevier
- National trends and outcomes of autologous in vitro fertilization cycles among women ages 40 years and older.Heather Hipp1,2 & Sara Crawford2 & Jennifer F. Kawwass1,2 & Sheree L. Boulet2 & David A. Grainger3 & Dmitry M. Kissin2 & Denise Jamieson. J Assist Reprod Genet (2017) 34:885–894 DOI 10.1007/s10815-017-0926-2
- One thousand initiated cycles of in vitro fertilization in women >40 years of age. Amir Lass, M.D.,* Carolyn Croucher, M.R.C.O.G.,† Suzanne Duffy, B.Sc., Karin Dawson, B.Sc., Raul Margara, M.D., and Robert M. L. Winston, F.R.C.O.G FERTILITY AND STERILITYt VOL. 70, NO. 6, DECEMBER 1998
- Effect of war on fertility: a review of the literature. Antoine A Abu-Musa1,3, Loulou Kobeissi2 , Antoine B Hannoun1 , Marcia C Inhorn2 1 Department of Obstetrics and Gynecology, American University of Beirut Medical Centre, Beirut, Lebanon; 2 University of Michigan School of Public Health, 109 S. Observatory, Ann Arbor, Michigan 48109-2029, USA. Vol. 17 Suppl. 1. 2008 43-53 Reproductive BioMedicine Online; www.rbmonline.com/Article/3367 on web 22 May 2008
- Lifestyle and fertility: the influence of stress and quality of life on female fertility Stefano Palomba1*, Jessica Daolio7 , Sara Romeo1 , Francesco Antonino Battaglia1 , Roberto Marci3,4,5 and Giovanni Battista La Sala2, Palomba et al. Reproductive Biology and Endocrinology (2018) 16:113 https://doi.org/10.1186/s12958-018-0434-y
Таблица 1. Схема потока всех пациентов, включенных в настоящее исследование.
Характеристика | Группа А | Группа Б | P value |
Количество пар (n) | 83 | 132 | |
Циклы ЭКО (n) | 101 | 132 | |
Среднее количество использованных яйцеклеток в донорской программе | – | 6.8 ± 2,1 | |
Отцовский возраст (годы) | 45.1±4.8 | 50.7±4.6 | P < 0.05 |
Материнский возраст (годы) | 42,4 ± 5.6 | 46.3± 8,1 | P < 0.05 |
ИМТ матери (кг±м2) | 27.2 ±2.4 | 28.2±1.6 | P > 0.2 |
КАФ (n) | 10 ±3.2 | 3.4 ± 2,1 | P < 0.05 |
АМГ (нг/мл) | 1.3 ± 1.5 | 0.6±0.4 | P < 0.05 |
Аборты после последних родов | 3.1± 1.2 | 2.4 ± 1.1 | P > 0.1 |
Суррогатное материнство | 4 | 33 | P < 0.01 |
ЭКО – экстракорпоральное оплодотворения. ИМТ – индекс массы тела, КАФ – количество антральных фолликулов,АМГ – Антимюллеров гормон |
Таблица 2. Характеристика и демографические особенности пар, включенных в программы ВРТ, перенесших тяжелый стресс в связи с потерей сына в военное время.
Репродуктивный исход | Группа А | Группа Б | P value |
Время до беременности | 7 ± 2.4 месяц | 11.6 ± 1.8 месяц | P < 0.05 |
Клиническая беременность, % | 11.8% (12/101) | 56.8% (75/132) | P < 0.05 |
Суррогатное материнствоКлиническая беременность, % (n/общее кол-во переноса эмбрионов | 0% (0/4) | 69.6 % (23/33) | |
Выкидыши, % (n/общее кол-во клинической беременности) | 41.6% (5/12) | 37.3% (28/75) | P < 0.05 |
Суррогатное материнствоВыкидыши, % (n/общее кол-во клинической беременности) | 0 | 8.6 % (2/23) | |
Кумулятивная частота живорождения %, (n/общее кол-во циклов ЭКО) | 4.9% (5/101) | 36.3% (48/132) | P < 0.01 |
Суррогатное материнство | 0% (0/4) | 45.4% (15/33) | |
Прогрессирующая беременность %, (n/общее кол-во циклов ЭКО) | 1.9 % (2/101) | 7.5 % (10/132) | |
Суррогатное материнство | 0 | 4.5% (6/132) |
Таблица 3. Репродуктивный исход после ЭКО у женщин высокого репродуктивного возраста, перенесших тяжелый стресс по поводу потери сына на войне.